
Искусство - это фундаментальная часть человеческого опыта.
Самые ранние образцы искусства (наскальные рисунки в пещерах, как Шове и Ласко) созданы десятки тысяч лет назад, задолго до появления земледелия и городов. Люди тратили время и энергию на создание изображений в суровых условиях выживания.
Человеческий мозг стремится к порядку и смыслу. Искусство помогает нам структурировать и осмыслить окружающий мир, свой внутренний опыт и свое место в мире. Через мифы, сказки и символы мы находим ответы на экзистенциальные вопросы.
Поиск transcendence.
Выход за пределы повседневности: Искусство дает человеку возможность прикоснуться к чему-то большему, чем он сам, — к красоте, вечности, возвышенному. Это потребность в transcendence (превосхождении), которая является одной из высших, но от этого не менее базовых человеческих потребностей (по Маслоу).
Свидетельство своего существования: Создавая что-либо, человек оставляет след, говорит миру и самому себе: "Я был здесь, я чувствовал, я существую". От наскального отпечатка ладони до шедевров Леонардо да Винчи — все это акты самоутверждения перед лицом времени и смерти.
Созерцание живописи, красивого танца, прослушивание музыки, чтение интересной книги, вызывают выброс дофамина ("гормона удовольствия") и эндорфинов. То есть, искусство физиологически приносит нам удовольствие и облегчает боль, подобно базовым потребностям в еде или безопасности.
В условиях стресса, травмы или лишений люди инстинктивно обращаются к искусству. Узники концлагерей тайно писали стихи и рисовали, солдаты в окопах сочиняли песни. Это помогало им сохранять человечность и психическую устойчивость.
Рисуя, сочиняя музыку или танцуя, мы выпускаем наружу то, что иначе могло бы разрушить нас изнутри. Это форма психогигиены.
Важен социально-коммуникативный аспект: Искусство как клей общества.
Совместные ритуалы, танцы, пение и создание тотемов укрепляли связи внутри племени задолго до появления сложного языка. Они создавали общую идентичность и чувство принадлежности.
Трансляция ценностей и знаний: На протяжении всей истории искусство (фрески, иконы, фольклор, театр) было главным способом передачи моральных норм, религиозных верований и исторического опыта от поколения к поколению.
Невербальная коммуникация: Искусство позволяет передавать универсальные, общечеловеческие чувства и идеи, преодолевая языковые и культурные барьеры. Музыка жителя Амазонии может быть понятна жителю Японии на эмоциональном уровне.
Когнитивная функция: Создание и восприятие искусства задействует множество отделов мозга одновременно: зрительную кору, эмоциональные центры (лимбическая система), моторную кору (при создании) и префронтальную кору (интерпретация, смыслы). Это комплексная "тренировка" для мозга.
Таким образом, искусство — это:
· Эволюционный инструмент, который помог нашему виду выжить и сплотиться.
· Психологический механизм, позволяющий нам перерабатывать сложный опыт и оставаться в здравом уме.
· Социальный язык, без которого невозможно построение культуры.
· Экзистенциальная необходимость, отвечающая на глубинную потребность в смысле, красоте и самовыражении.
Искусство — это базовая потребность души и разума, столь же важная для полноценной человеческой жизни, как пища для тела.
Мы приготовили для вас приятные сюрпризы на встрече с искусством и с проводником в смыслы Елизаветой Лихачевой, чтобы выброс эндорфинов был еще интенсивнее. Мы покажем несколько работ «молодых» художников.
А помогать в проведении паблик-тока, дискуссии нам будет радиоведущая, подкастер и «молодой» художник Анастасия Оношко.
Информация по телефону +7-925-517-61-91
Постоянная ссылка на эту программу:
https://www.cityclass.ru/likhacheva_iskusstvo/
16+
Елизаве́та Лихачёва - искусствовед, историк искусства, топ-менеджер от культуры и российский музейный раотник. Руководила музеем архитектуры им. Щусева и домом Мельникова.
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина до января 2025
Анастасия Оношко - редактор, контент-райтер (веду социальные сети для личных брендов и бизнесов), автор собственного блога
15-летний опыт работы ведущей на радио, 10 лет работы соведущей с Сергеем Доренко.
Анастасия, по базовой потребности человека, - «молодой художник»
