Елизавета Лихачева. Искусство, как базовая потребность человека
Ваш интеллектуальный досуг
декабрь 2025
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
январь 2026
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
февраль 2026
1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
март 2026
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
апрель 2026
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
май 2026
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
июнь 2026
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
июль 2026
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
август 2026
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
сентябрь 2026
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
октябрь 2026
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
×
Елизавета Лихачева. Искусство, как базовая потребность человека
АКИ / Большая Никитская ул., 17, стр. 2
20 ноября 19:30 - 21:30
Купить билет

Искусство - это фундаментальная часть человеческого опыта.

Самые ранние образцы искусства (наскальные рисунки в пещерах, как Шове и Ласко) созданы десятки тысяч лет назад, задолго до появления земледелия и городов. Люди тратили время и энергию на создание изображений в суровых условиях выживания.

Человеческий мозг стремится к порядку и смыслу. Искусство помогает нам структурировать и осмыслить окружающий мир, свой внутренний опыт и свое место в мире. Через мифы, сказки и символы мы находим ответы на экзистенциальные вопросы.

Поиск transcendence.
Выход за пределы повседневности: Искусство дает человеку возможность прикоснуться к чему-то большему, чем он сам, — к красоте, вечности, возвышенному. Это потребность в transcendence (превосхождении), которая является одной из высших, но от этого не менее базовых человеческих потребностей (по Маслоу).

Свидетельство своего существования: Создавая что-либо, человек оставляет след, говорит миру и самому себе: "Я был здесь, я чувствовал, я существую". От наскального отпечатка ладони до шедевров Леонардо да Винчи — все это акты самоутверждения перед лицом времени и смерти.

Созерцание живописи, красивого танца, прослушивание музыки, чтение интересной книги,  вызывают выброс дофамина ("гормона удовольствия") и эндорфинов. То есть, искусство физиологически приносит нам удовольствие и облегчает боль, подобно базовым потребностям в еде или безопасности.

В условиях стресса, травмы или лишений люди инстинктивно обращаются к искусству. Узники концлагерей тайно писали стихи и рисовали, солдаты в окопах сочиняли песни. Это помогало им сохранять человечность и психическую устойчивость.

Рисуя, сочиняя музыку или танцуя, мы выпускаем наружу то, что иначе могло бы разрушить нас изнутри. Это форма психогигиены.

Важен социально-коммуникативный аспект: Искусство как клей общества.
Совместные ритуалы, танцы, пение и создание тотемов укрепляли связи внутри племени задолго до появления сложного языка. Они создавали общую идентичность и чувство принадлежности.

Трансляция ценностей и знаний: На протяжении всей истории искусство (фрески, иконы, фольклор, театр) было главным способом передачи моральных норм, религиозных верований и исторического опыта от поколения к поколению.

Невербальная коммуникация: Искусство позволяет передавать универсальные, общечеловеческие чувства и идеи, преодолевая языковые и культурные барьеры. Музыка жителя Амазонии может быть понятна жителю Японии на эмоциональном уровне.

Когнитивная функция: Создание и восприятие искусства задействует множество отделов мозга одновременно: зрительную кору, эмоциональные центры (лимбическая система), моторную кору (при создании) и префронтальную кору (интерпретация, смыслы). Это комплексная "тренировка" для мозга.

Таким образом, искусство — это:

· Эволюционный инструмент, который помог нашему виду выжить и сплотиться.
· Психологический механизм, позволяющий нам перерабатывать сложный опыт и оставаться в здравом уме.
· Социальный язык, без которого невозможно построение культуры.
· Экзистенциальная необходимость, отвечающая на глубинную потребность в смысле, красоте и самовыражении.

Искусство — это базовая потребность души и разума, столь же важная для полноценной человеческой жизни, как пища для тела.

Мы приготовили для вас приятные сюрпризы на встрече с искусством и с проводником в смыслы Елизаветой Лихачевой, чтобы выброс эндорфинов был еще интенсивнее. Мы покажем несколько работ «молодых» художников.

А помогать в проведении паблик-тока, дискуссии нам будет радиоведущая, подкастер и «молодой» художник  Анастасия Оношко.


Информация по телефону +7-925-517-61-91

Постоянная ссылка на эту программу:

https://www.cityclass.ru/likhacheva_iskusstvo/

16+

Купить билет
Автор и ведущий

Елизавета Лихачева и Анастасия Оношко

Елизаве́та Лихачёва - искусствовед, историк искусства, топ-менеджер от культуры и российский музейный раотник. Руководила музеем архитектуры им. Щусева и домом Мельникова.

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина до января 2025

Анастасия Оношко - редактор, контент-райтер (веду социальные сети для личных брендов и бизнесов), автор собственного блога
15-летний опыт работы ведущей на радио, 10 лет работы соведущей с Сергеем Доренко.

Анастасия, по базовой потребности человека, - «молодой художник»

Ждем вас 20.11.2025
АКИ / Большая Никитская ул., 17, стр. 2
четверг 19:30–21:30
Купить билет
Учись у лучших!

Узнавайте о новых мастер-классах первыми