Лекция №3 из цикла "Рафаэль – солнечный гений"
Воплотивший в своем творчестве основные принципы искусства и культуры Высокого Возрождения, Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие всей европейской культуры. Основанный на переосмыслении классической античности, изобразительный язык мастера лег в основу классицизма (Аннибале Карраччи, Никола Пуссен, Клод Лоррен и другие), одного из ведущих направлений живописи XVII века, а позднее и неоклассицизма последней трети XVIII – начала XIX.
В век Просвещения, когда в разных странах Европы были основаны Академии художеств, произведения итальянского гения признавались воплощением совершенства, а их изучение и копирование легло в основу академических образовательных программ.
Многим обязаны Рафаэлю французские художники – Давид и Энгр. Поклонниками творчества великого итальянца были и обосновавшиеся в Риме немецкие художники, называвшие себя назарейцами. С их главой, Овербеком, тесно общался Александр Иванов в период своего пребывания в Италии.
В XIX веке в центре внимания оказался образ самого Рафаэля и его возлюбленной Форнарины. Художники разных стран пишут картины, создают графические серии, посвященные истории его жизни.
Возникшее в начале XX столетия искусство авангарда в своем стремлении построить новую культуру, не скованную путами традиции, решительно отвернулись от Рафаэля, как и от других классиков, которых они призывали сбросить с корабля истории.
Примечательно, однако, что само имя художника стало восприниматься как воплощение высших достижений европейской культуры за весь период ее многовекового развития.
Информация по телефону: +7 (925) 517-61-91
Постоянная ссылка на эту лекцию:
http://www.cityclass.ru/markova_world_traditions/
12+
................................
Доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Заслуженный деятель искусств РФ.
Куратор выставочных проектов - «Караваджо» (2011-2012 гг.), «Тициан» (2013 г.), «Караваджо и последователи» (2015 г.), «Рафаэль» (2016 г.), прошедших в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).
Автор свыше 200 научных публикаций, в том числе: издания каталога всех хранящихся в ГМИИ произведений итальянской живописи, всего около 700, в трех томах.
Куратор многих выставок итальянской живописи в ГМИИ, в том числе: Караваджо, Тициана, Рафаэля, Моранди.
Награды:
Заслуженный деятель искусств РФ (1998 г.);
Премия Правительства РФ в области культуры (2008 г.).
Орден Дружбы (2012 г.);
Орден Звезды Италии степени Кавалера (2012 г.);
Почётная грамота Президента Российской Федерации (2018 г.);
Орден Звезды Италии степени Командора (2020 г.).
Образование:
МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедра истории и теории искусства, исторический факультет.
Научная стажировка от Гарвардского университета в Фонде Бернсона (Villa I Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция).
Научная стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.
Годовая научная стажировка по межгосударственному обмену (1973-1974 гг.).
История искусства также развивается, движется вперед, и сегодня мы знаем больше, чем двадцать-тридцать лет назад, а следовательно, оцениваем работы более адекватно.