Совершенно особым образом творчество Рафаэля повлияло на русскую культуру, и этот процесс берет свое начало в XVIII веке, когда Россия в целом и русская культура, в частности, стали развиваться по западному пути.
На классических образцах – античной пластики и произведениях Рафаэля – велось обучение в Российской Академии художеств. Екатерина II с одобрением отнеслась к предложению Н.Б. Юсупова скопировать для Эрмитажа росписи знаменитых Ватиканских лоджий Рафаэля.
Однако в России наиболее глубокий след Рафаэль оставил в литературе, начиная с Державина. Главным его шедевром для России стала «Сикстинская Мадонна», которую впервые пламенно воспел Жуковский. Интерес к Рафаэлю, его личности и творчеству, проходит красной нитью сквозь всю русскую литературу XIX века в лице ее ведущих представителей.
Жуковский и Пушкин, Гоголь, Тургенев и Достоевский, видели в Рафаэле не только великого живописца, но воплощение совершенства и высших духовных ценностей. Это подтверждают слова Белинского, который, стоя перед «Сикстинской Мадонной» Рафаэля, вспоминает Пушкина и произносит знаменитые слова: «он родня ему по натуре»!
Представители русского авангарда, как и их европейские единомышленники, отрицали наследие Рафаэля, однако и среди них он пользовался непререкаемым авторитетом.
Регистрация на курс по телефону: +7-925-517-61-91
Постоянная ссылка на эту лекцию:
http://www.cityclass.ru/markova_russian_culture/
12+
................................
Доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Заслуженный деятель искусств РФ.
Куратор выставочных проектов - «Караваджо» (2011-2012 гг.), «Тициан» (2013 г.), «Караваджо и последователи» (2015 г.), «Рафаэль» (2016 г.), прошедших в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).
Автор свыше 200 научных публикаций, в том числе: издания каталога всех хранящихся в ГМИИ произведений итальянской живописи, всего около 700, в трех томах.
Куратор многих выставок итальянской живописи в ГМИИ, в том числе: Караваджо, Тициана, Рафаэля, Моранди.
Награды:
Заслуженный деятель искусств РФ (1998 г.);
Премия Правительства РФ в области культуры (2008 г.).
Орден Дружбы (2012 г.);
Орден Звезды Италии степени Кавалера (2012 г.);
Почётная грамота Президента Российской Федерации (2018 г.);
Орден Звезды Италии степени Командора (2020 г.).
Образование:
МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедра истории и теории искусства, исторический факультет.
Научная стажировка от Гарвардского университета в Фонде Бернсона (Villa I Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция).
Научная стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.
Годовая научная стажировка по межгосударственному обмену (1973-1974 гг.).
История искусства также развивается, движется вперед, и сегодня мы знаем больше, чем двадцать-тридцать лет назад, а следовательно, оцениваем работы более адекватно.