Мы смотрим гораздо больше, чем читаем. А если мы читаем, чаще всего что-то полезное, то, что дает нам новую информацию или знание. Когда мы добираемся до художественной литературы, то чаще всего берем в руки роман. В нем есть сюжет, в нем отражена эпоха, его персонажи у всех на слуху....
А как обстоят дела с поэзией? Есть ли для нее место в нашем читательском опыте? Часто ли мы застаем себя листающими поэтических томик? Умеем ли мы читать стихи? Чувствуем ли необходимость проговаривать любимые строфы вслух? Как сделать так, чтобы творения тех, кому стоят памятники и чьими именами названы улицы, стали нам если не понятны, то хотя бы близки? Можно ли полюбить поэзию, если вы не полюбили ее с детства?
Обо всех этих вопросах рассуждает в своей лекции Леонид Клейн, журналист, филолог, автор и ведущий литературной передачи «Библиотека имени Клейна» на радиостанции «Серебряный Дождь».
Мы уже давно окончили школу, и никто не поставит нам «двойку». Теперь можно свободно и сознательно перечитать то, что было написано для нас. Для каждого из нас. На русском языке.
Регистрация на курс по телефону +7-495-517-61-91
Постоянная ссылка на этот мастер-класс:
http://cityclass.ru/klein_how_and_why_read_poetry/
16+
................................
Филолог, радио журналист, преподаватель, лектор.
Более 20 лет преподавал литературу в московских школах.
С 2006 по 2009 год - журналист в отделе культуры портала "Полит.ру". Статьи, рецензии и интервью по проблемам культуры и образования.
С 2009 по настоящее время - старший преподаватель РАНХиГС.
С 2010 по настоящее время руководитель интеллектуального студенческого клуба САМОЕ ВАЖНОЕ.
С 2006 по настоящее время является автором и ведущим литературной программы на радио станции Серебряный дождь.
С 2012 года является организатором культурно-просветительского проекта "Волшебная гора" в городе Сургут.
Кажется, Раневская, говорила, что можно прожить без необходимых вещей, а вот без ненужных - совершенно невозможно. Это как раз о художественной литературе. Зачем мы читаем роман или стихотворение? Чтобы узнать, как люди жили раньше? Для этого есть исторические книги. Для того, чтобы восхититься глубиной мысли? Для этого есть философия. Для того, чтобы научиться вести себя правильно? Для этого есть религия или этика! Если мы признаем, что великая литература не прибавляет нам ни ума, ни знания, то мы сможем стать настоящими читателями. Художественная литература вещь ненужная, и только в формате своей бесполезности она необходима человечеству и каждому отдельному читателю. Памятники великим писателям и поэтам на площадях городов - это не просто дань уважения к тем, кто прославил нацию, это прежде всего знак того, что живем мы не только для пользы, для практического смысла, а еще - для красоты, для творческой праздности, для великих образов. Которые никак не помогут нам жить, но без которых мы не живем. Всем известно, что Толстой не раз покривил против исторической правды в "Войне и мире", но любому русскому человеку известно, что мы знаем о войне 1812 года прежде всего по Толстому. Всем известно, что не существовало ни Онегина, ни Татьяны и что - если вдуматься - сюжет романа почти абсурден: один приятель убивает другого, зная, что нет даже повода для ссоры, а главная героиня выходит замуж за первого попавшегося и продолжает при этом любить того, кого она видела от силы три раза... Мы это знаем, и тем не менее не можем без душевного трепета повторять "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел..." Что же происходит? В чем секрет художественной литературы? Мы никогда не сможем это до конца сформулировать. Но мы можем стать вдумчивыми и восторженными читателями! Вот вам мой совет: думать и восторгаться. На материале лучших образцов мировой художественной литературы. Зачем это нужно? Это совсем не нужно. И именно поэтому необходимо!