Многим картины В.В.Кандинского кажутся слишком сложными и непонятными.
Парадоксально, но Кандинский очень хотел быть понятым сопровождал многие свои работы специальными эссе - комментариями, проделал колоссальную работу по объяснению своего художественного языка, своего обретения беспредметности. Он рассыпал в своих произведениях подсказки - тихие, но слышимые «эмоциональные обертоны» материального мира», вплетенные в сложнейшую ткань абстрактного полотна Они - мельчайшие осколки реальности, словно, крошки, рассыпанные Гензелем и Гретель, вовлекают зрителя в созерцание картины, чтобы, следуя замыслу Кандинского, «…он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся».
Беспредметные и предметные формы сосуществуют, образуя своеобразный контрапункт, вызывая в памяти текст художника, произнесенный спустя десятилетия после достигнутой им победы беспредметности: «Фундаментальный закон, который определяет метод работы и энергию как художника «с предметом», так и художника «беспредметного», абсолютно одинаковы. В то же время ясно видно, что «абстрактное» искусство вовсе не исключает ассоциаций с природой, но что, напротив, эта связь больше и более непосредственна, чем в былые времена».
Цель лекции – следуя за знаками, оставленными самим художником, объяснить его путь к беспредметности, две его самые важные - знаменитые и … самые непонятные картины - «Композиции VI» и «Композиции VII».
Произведения Кандинского, помогающие понять путь художника, рассеяны по разным музейным и частным собраниям, некоторые из них утрачены и известны только по описаниям и фотографиям, некоторые - исполнены в хрупкой, не подлежащей перемещению технике. В реальном пространстве экспозиции все вместе они никогда не смогут соединиться.
Лекция построена в форме экскурсии по «идеальной выставке», где возможны любые встречи и сопоставления. В программе:
Регистрация на курс по телефону +7-495-517-61-91
Постоянная ссылка на этот мастер-класс:
http://cityclass.ru/shumanova_kandinsky/
16+
....................
Bскусствовед. Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1989 г. поступила в ГТГ. С 1992 г. по настоящее время — хранитель фонда рисунка конца XIX — начала ХХ века; с 2005 г. — заведующая отделом графики XVIII — начала ХХ века.
Куратор нескольких десятков выставок и автор различных публикаций, посвященных развитию рисунка в России, статей по изобразительному искусству и театру начала ХХ века, среди которых исследования о творчестве М.А. Врубеля, Л.С. Бакста, К.А.Сомова, С.Ю.Судейкина, В.Э. Борисова-Мусатова, А.Я. Головина, В.В. Кандинского и др. Куратор выставки «Василий Кандинский. Контрапункт: «Композиция VI» — «Композиция VII». К 150-летию художника» (ГТГ), и конференции «Кто боится Кандинского?» (Гараж).
Кандинский хотел быть понятым.